Дата публикации: 20.04.2015 18:22
Дата изменения: 21.07.2015 17:47

Статья 214. Порядок применения международного договора в отношении частичного освобождения от налогообложения чистого дохода от деятельности нерезидента в Республике Казахстан через постоянное учреждение

 

1. Нерезидент имеет право применить сниженную ставку налога на чистый доход от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, предусмотренную соответствующим международным договором, если он является резидентом страны, с которой заключен международный договор, и таким международным договором предусмотрен порядок налогообложения чистого дохода нерезидента, отличный от порядка, установленного статьей 199 настоящего Кодекса.

Применение сниженной ставки налога разрешается только при наличии у нерезидента на дату представления декларации по корпоративному подоходному налогу документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 настоящего Кодекса.

Нотариально засвидетельствованная копия документа, подтверждающего резидентство, представляется нерезидентом в налоговый орган по месту нахождения постоянного учреждения при подаче декларации по корпоративному подоходному налогу.

*

КОММЕНТАРИЙ

 

  1. Положения статьи 214 Налогового кодекса устанавливают административные процедуры по применению сниженной ставки налога в отношении чистого дохода, полученного нерезидентом от осуществления  предпринимательской деятельности через постоянное учреждение в Республике Казахстан.
  2. Право применения сниженной ставки принадлежит нерезидентам:

являющимся резидентом страны, с которой заключена Конвенция (Соглашение) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонении от уплаты налогов на доход и капитал (Налоговая конвенция), предусматривающая такое право;

имеющим постоянное учреждение в Республике Казахстан;

имеющим документ, подтверждающий резидентство, соответствующий требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса.

  1. В соответствии со статьей 199 Налогового кодекса ставка налога на чистый доход законодателем установлена в размере 15%. Вместе с тем согласно положениям Налоговых конвенций указанная ставка может быть снижена до 10 или 5 процентов, в зависимости от условий соответствующих Налоговых конвенций.

Законодатель предусматривает, что применение сниженной ставки налога на чистый доход  нерезидентом разрешается только при наличии у такого нерезидента на дату представления декларации по корпоративному подоходному налогу (ф.100) документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. При отсутствии такого документа на указанную дату нерезидент обязан исчислить корпоративный подоходный налог с чистого дохода по ставке 15% и перечислить его в бюджет.

Однако,  нерезидент вправе в течение срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса, т.е. в течение 5 лет  после окончания соответствующего налогового периода применить положения Налоговой конвенции.

В таких случаях нерезидент должен в налоговый орган по месту нахождения постоянного учреждения представить дополнительную декларацию по корпоративному подоходному налогу (ф. 100.00) с корректировкой КПН с чистого дохода.

 

Ситуация 1.

Литовская компания, осуществляющая деятельность через постоянное учреждение в Республике Казахстан, представила декларацию по корпоративному подоходному налогу (ф.100)  за 2013 год 31 марта 2014 года, согласно которому получило СГД в сумме 2 млн. тенге, вычеты составили 700 тыс. тенге, соответственно, налогооблагаемый доход составил 1300 тыс. тенге (2 млн. тенге –700 тыс. тенге). При этом компания применила сниженную ставку корпоративного подоходного налога к чистому доходу в сумме 1040 тыс. тенге на основании документа, подтверждающего резидентство, выданного компетентным органом Литвы  25 декабря 2013 года и легализованного (апостилированного) 3 мая 2014 года. Правильно ли исчислен налог на чистый доход? Вправе ли нерезидент применить сниженную ставку?

Ответ:

  1. Согласно пункту 6 статьи 10 Конвенции об избежании двойного налогообложения между Республикой Казахстан и Литовской Республикой компания, которая является резидентом Договаривающегося Государства и которая имеет постоянное учреждение в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться в этом другом Государстве налогом, в дополнение к налогу на прибыль, относящемуся к этому постоянному учреждению. Такой налог, однако, не должен превышать 5 процентов доли прибыли компании, подлежащей налогообложению в другом Договаривающемся Государстве.

В данном случае КПН составит 260 000 тенге (1300000 * 20%). Чистый доход постоянного учреждения равен 1040 000 тенге (1300 000 -260 000 тенге). Подоходный налог на чистый доход в соответствии со статьей 199 Налогового кодекса равен 156 000 тенге (1040 000*15%). С учетом положения пункта 6 статьи 10 Конвенции  сумма указанного налога составит 52 000 тенге (1040 000*5%).

  1. Учитывая отсутствие документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса на дату представления декларации по корпоративному подоходному налогу (ф.100), т.е.  на 31 марта 2014 года, нерезидент обязан исчислить корпоративный подоходный налог с чистого дохода по ставке 15% и перечислить его в бюджет. Однако в течение срока исковой давности за ним сохраняется право на применение положений конвенции при представлении такого документа. При этом нерезидент должен представить дополнительную декларацию по корпоративному подоходному налогу (по форме 100.00) за 2013 год с корректировкой КПН с чистого дохода с приложением к нему нотариально заверенной копии документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса.

 

 

 

Статья 219. Требования, предъявляемые к документу, подтверждающему резидентство

 

4. В целях применения положений настоящей главы документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор.

Нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента.

Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан.

Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода.

5. Если иное не установлено настоящим пунктом или международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок.

 

КОММЕНТАРИЙ

  1. Пункт 4 настоящей статьи дает понятие «документ, подтверждающий резидентство» нерезидента и устанавливает требования к такому документу.

Документ, подтверждающий резидентство, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор в том налоговом периоде, за который ему был начислен доход из источников в Республике Казахстан. При этом нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор:

 в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента, или

если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента,  в течение календарного года, в котором такой документ был выдан.

Например, компетентными органами некоторых стран, в частности  России, Сингапура, Канады, Китая в качестве периода времени резидентства нерезидента указывается календарный год. В свою очередь компетентные органы Турции, Венгрии, Финляндии, США, выдают документ, подтверждающий резидентство, без указания  налогового периода.

Ситуация 1.

Юридическое лицо «А» - резидент России заключило договор на оказание консалтинговых услуг с ТОО «В». В целях применения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РК и РФ нерезидент представил налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство, в котором указано, что юридическое лицо «А» является резидентом России в 2013 году. Вправе ли ТОО «В» в отношении доходов юридического лица «А» применить положения Соглашения?

Ответ: Юридическое лицо «А» является резидентом России в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство, т.е. в течение 2013г. Следовательно, ТОО «В» вправе применить положения Соглашения в отношении доходов, юридического лица «А», начисленных в 2013г.

Ситуация 2.

Юридическое лицо «А» - резидент Великобритании заключило договор на оказание управленческих услуг с ТОО «В» в период с 1 февраля по 10 ноября 2013 года. При этом акт выполненных работ нерезидентом подписан 10 ноября 2013 года. В целях применения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РК и Великобританией нерезидент представил налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство, в котором указано, что юридическое лицо «А» является резидентом Великобритании по состоянию на 16 мая  2013 года. Вправе ли ТОО «В» в отношении доходов юридического лица «А»  применить положения Соглашения?

Ответ: Учитывая, что юридическое лицо «А» является резидентом Великобритании в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство, т.е. на 16 мая 2013г. ТОО «В» вправе применить положения Соглашения в отношении доходов  юридического лица «А», начисленных с 01.02.2013г. по 16.05.2013г. При этом юридическое лицо «А» в целях применения положения Соглашения обязано представить ТОО «В» документ, подтверждающий его резидентство за период с 17.05.2013г. по 10.11.2013г.

Ситуация 3.

Юридическое лицо «А» - резидент Германии заключило договор с ТОО «В» на предоставление право использования компьютерной программы. В целях применения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РК и ФРГ нерезидент представил налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство, выданный 18 ноября 2014г. без указания период времени резидентства. Вправе ли ТОО «В» в отношении доходов юридического лица «А» применить положения Соглашения?

Ответ: Согласно п.4 ст.219 Налогового кодекса, если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, то нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор в течение календарного года, в котором такой документ был выдан. Поскольку в  документе, выданном компетентным органом Германии 18 ноября 2014 г. не указан период времени резидентства нерезидента, ТОО «В» вправе применить положения Соглашения в отношении доходов юридического лица «А», начисленных в 2014 г.

Ситуация 4.

Юридическое лица «А» - резидент Индии заключило в 2014г. договор с ТОО «В» на оказание исследовательских услуг на территории РК со сроком оказания таких услуг в пределах страны в течение 4 месяцев. Ранее в  2013 г. в течение 2 месяцев ТОО «В» были оказаны нерезидентом аналогичные услуги.  В декабре 2014г. нерзидент представил налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство, с указанием периодов резидентства 2013-2014г.г. Вправе ли ТОО «В» в отношении доходов юридического лица «А» применить положения Соглашения об избежании двойного налогообложения между РК и Индией?

Ответ: К доходам, начисленным за 2013 г., не вправе применить положения Соглашения, так как согласно п.3 ст.212 Налогового кодекса такой документ должен быть представлен нерезидентом налоговому агенту в срок до 31 декабря 2013г., в рассматриваемом случае по состоянию на 31 декабря 2013г. такой документ отсутствовал у ТОО «В». Следовательно, ТОО «В» обязан был удержать подоходный налог у источника выплаты и перечислить его в бюджет или на условный банковский вклад. Что касается 2014г., на основании представленного документа ТОО «В» вправе в отношении доходов юридического лица «А», начисленных за 2014г., применить положения Соглашения.

  1. Обязательной информацией, которая указывается в документе, подтверждающем резидентство нерезидента, являются:

Орган, выдавший такой документ;

Наименование налогоплательщика;

Указание резидентства;

Дата выдачи документа.

При этом может быть указана и другая информация, которая не является обязательной, например, ссылка на положения Налоговой конвенции, регистрационный номер в стране регистрации, указание периода, в течение которого лицо является резидентом.

  1. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, обязательно должен быть подписан должностным лицом и заверен печатью компетентного органа иностранного государства, выдавшего такой документ, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода.
  2. Дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством РК, подлежат:

подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента;

подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего резидентство нерезидента.

Легализация - проверка соответствия документов действующему законодательству государства пребывания, установление и засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати на таких документах с целью использования их в другом государстве (п.1 Правил консульской легализации, приказ МИД РК от 21.11. 2000 г. № 264). 

Цель легализации  - обеспечение гарантии органам страны, где документ предназначен действовать, в подлинности документа (п.2 Правил).

Консульская легализация производится Департаментом консульской службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

Дипломатическая легализация производится Министерством иностранных дел Республики Казахстан.

Например, легализация официальных документов, исходящих от территориальных налоговых органов Канады и КНР, для применения их на территории Республики Казахстан включает следующие процедуры:

Канада - заверение нотариусом, заверение подписи и печати нотариуса Департаментом иностранных дел, торговли и развития Канады, заверение в консульских представительствах Республики Казахстан в Канаде;

КНР - заверение нотариусом (вместе с переводом), заверение подписи и печати нотариуса МИД КНР, заверение в консульских представительствах РК в КНР.

  1. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора. В частности Республика Казахстан присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее – Гаагская конвенция) Законом РК от 30.12.99 г. № 11-II, которая вступила  в силу для Казахстана 30 января 2001 года согласно официальному уведомлению № 1/2001 от 29.01.2001 г. МИД Королевства Нидерландов.

Соответственно, резидент страны участницы Гаагской конвенции, вправе в отношении легализации документа, подтверждающего его резидентство, применить положения такой конвенции. Положения Гаагской конвенции отменяют дипломатическую и консульскую легализацию, и заменяют ее процедурой апостилирования.

При этом единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен (ст.3 Гаагской конвенции).

Апостиль – это специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждение его полномочий, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст.5 Гаагской конвенции).

Ситуация 1.

В целях применения Конвенции об избежании двойного налогообложения, заключенной между РК и Великобританией юридическое лицо «А» - резидент Великобритании представил налоговому агенту - ТОО «В»  документ, подтверждающий резидентство, выданный 10 октября 2014г. без указания периода времени резидентства. Данный документ подписан налоговым инспектором Томом Симсоном и заверен печатью службы Ее Величества по налогам и таможенным сборам Великобритании. При этом на документе стоит апостиль, который подтверждает, что данный документ действительно подписан налоговым инспектором Томом Симсоном и заверен печатью службы Ее Величества по налогам и таможенным сборам Великобритании. Вправе ли ТОО «В» в отношении доходов юридического лица «А», начисленных в 2014г., применить положения Конвенции?

Ответ: Да, так как данный документ легализован в соответствии с положениями Гаагской конвенции, т.е. апостиль подтверждает подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее такой документ. Кроме того, согласно п.4 ст.219 Налогового кодекса, если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, то нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор в течение календарного года, в котором такой документ был выдан.

Ситуация 2.

Юридическое лицо «А» - резидент Нидерландов представил налоговому агенту ТОО «В» нотариально засвидетельствованную иностранным нотариусом копию документа, подтверждающего его резидентство. При этом апостиль подтверждает подлинность подписи и печать нотариуса. Юридическое лицо «А» считает, что на основании такого документа он вправе применить положения Конвенции об избежании двойного налогообложения между РК и Нидерландами.

Ответ: Юридическое лицо «А» не вправе применить положения Налоговой конвенции, так как порядок легализации документа, подтверждающего резидентство, не соответствует требованиям ст.3 и 5 Гаагской конвенции. Т.е., отсутствет  апостиль,  подтверждающий подлинность  подписи,  качество, в котором выступало лицо, подписавшее такой документ.

  1. В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган Республики Казахстан и компетентный орган иностранного государства заключат соглашение, предусматривающее иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то будет применяться указанный порядок. К примеру, между КГД МФ РК и Управлением Службы внутренних доходов США заключено соглашение, которое предусматривает отмену легализации документа, подтверждающего резидентство США, при представлении нерезидентом оригинала такого документа на бланке формы 6166.

 

 

 

Статья 192. Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан

1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

6) доходы от уступки прав требования долга резиденту или нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, - для налогоплательщика, уступившего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между стоимостью права требования, по которой произведена уступка, и стоимостью требования, подлежащей получению от должника на дату уступки права требования, согласно первичным документам налогоплательщика;

7) доходы от уступки прав требования при приобретении прав требования долга у резидента или нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, - для налогоплательщика, приобретающего право требования.

При этом размер таких доходов определяется в виде положительной разницы между суммой, подлежащей получению от должника по требованию основного долга, в том числе суммы сверх основного долга на дату уступки права требования, и стоимостью приобретения права требования;

 

КОММЕНТАРИЙ

 

  1. Подпункты 6) и 7) статьи 192 Налогового кодекса устанавливают порядок определения дохода нерезидента от уступки права требования для целей налогообложения.
  2. При определении дохода нерезидента от уступки прав требования необходимо учитывать положения Гражданского кодекса. Так, в соответствии со статьей 339 Гражданского кодекса право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании законодательного акта.

На основании статьи 341 Гражданского кодекса право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неполученное вознаграждение (интерес).

  1. При определении дохода от уступки права требования необходимо учитывать стоимость права требования, по которой производится уступка, и стоимость права требования, подлежащую получению от должника.

4.Доход от уступки прав требования долга резиденту или нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, налогоплательщиком-нерезидентом, уступившим право требования, определяется как положительная разница между стоимостью права требования, по которой произведена уступка, и стоимостью требования, подлежащей получению от должника на дату уступки права требования, согласно первичным документам налогоплательщика.

В случае если на дату уступки права требования стоимость права требования, по которой производится уступка, менее суммы, подлежащей получению от должника по требованию основного долга, в том числе суммы сверх основного долга, доход от уступки права требования возникает у налогоплательщика, приобретающего право требования.

 

СИТУАЦИЯ 1

Компания А – нерезидент, у которого на территории Республики Казахстан отсутствует постоянное учреждение, уступило ТОО «В» за 400 000 тенге право требования долга к ТОО «С». На момент переуступки прав требования сумма основного долга составила 500 000 тенге, сумма пени – 30 000 тенге. 

 

ВЫВОД

Стоимость переуступки права требования - 400 000 тенге, стоимость права требования, подлежащая получению от должника - 530 000 тенге. Следовательно, доход от уступки права требования возникает у ТОО «В», приобретающего право требования долга, в размере 130 000 тенге.  ТОО «В» обязано включить сумму дохода от уступки права требования долга в совокупный годовой доход в соответствии со статьей 91 Налогового кодекса.

 

5.Доход от уступки права требования при приобретении прав требования долга у резидента или нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, налогоплательщиком-нерезидентом, приобретающим право требования, определяется как положительная разница между суммой, подлежащей получению от должника по требованию основного долга, в том числе суммы сверх основного долга на дату уступки права требования, и стоимостью приобретения права требования.

 

СИТУАЦИЯ 2

Компания А – нерезидент, у которого на территории Республики Казахстан отсутствует постоянное учреждение, приобрело за 100 000 тенге у ТОО «В» право требования по кредиту к Компании «С» (сумма основного долга 100 000, сумма начисленного на дату уступки вознаграждения 30 000)

 

ВЫВОД

Стоимость переуступки права требования  - 100 000 тенге, стоимость права требования  - 130 000 тенге. Следовательно, доход от уступки права требования в размере 30 000 тенге возникает у Компании А. Учитывая, что Компания А является нерезидентом, у которого на территории Республики Казахстан отсутствует постоянное учреждение, у ТОО «В» возникает налоговое обязательство по исчислению и уплате корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты, с доходов Компании А в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Если на дату уступки права требования стоимость права требования, по которой производится уступка, превышает сумму, подлежащую получению от должника по требованию основного долга, в том числе сумму сверх основного долга, доход от уступки права требования возникает у налогоплательщика, уступающего право требования.

 

СИТУАЦИЯ 3

Компания А – нерезидент, у которого на территории Республики Казахстан отсутствует постоянное учреждение, уступило ТОО «В» за 600 000 тенге право требования долга к ТОО «С». На момент переуступки прав требования сумма основного долга составила 470 000 тенге, сумма пени – 60 000 тенге. 

 

ВЫВОД

Стоимость переуступки права требования - 600 000 тенге, стоимость права требования - 530 000 тенге. Следовательно, доход от уступки права требования возникает у Компании А в размере 70 000 тенге. Учитывая, что Компания А является нерезидентом, у которого на территории Республики Казахстан отсутствует постоянное учреждение, при выплате стоимости переуступки у ТОО «В» возникает налоговое обязательство по удержанию у источника выплаты корпоративного подоходного налога с доходов Компании А в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса.

 

 

Статья 192. Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан

1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:

26) доходы в виде безвозмездно полученного или унаследованного имущества, в том числе работ, услуг, за исключением безвозмездно полученного имущества физическим лицом-нерезидентом от физического лица-резидента.

Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с выполнением таких работ, оказанием услуг.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, за исключением безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг, определяется в размере его балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета лица, передавшего такое имущество на дату передачи имущества.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного имущества из данных бухгалтерского учета, а также унаследованного имущества стоимость такого имущества на дату передачи или вступления в наследство устанавливается одним из следующих способов:

на основе стоимости, установленной уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество по состоянию на первое января календарного года, в течение которого получено такое имущество;

на основе котировки ценной бумаги, торгуемой на казахстанской или иностранной фондовой бирже, на день получения указанной ценной бумаги (вступления) в наследство.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного или унаследованного имущества в порядке, установленном настоящим подпунктом, стоимость определяется на основе отчета об оценке имущества;

 

КОММЕНТАРИЙ

 

  1. Подпункт 26) статьи 192 Налогового кодекса устанавливает порядок определения дохода нерезидента в виде безвозмездно полученного или унаследованного имущества, в том числе в виде безвозмездно полученных работ, услуг.
  2. Не рассматривается в качестве дохода из источников в Республике Казахстан безвозмездно полученное имущество физическим лицом-нерезидентом от физического лица-резидента.

При определении дохода нерезидента в виде безвозмездно полученного или унаследованного имущества необходимо учитывать положения Гражданского кодекса. Так, согласно статье 115 Гражданского кодекса объектами гражданских прав могут быть имущественные и личные неимущественные блага и права.  К имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, финансовые инструменты, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.

Согласно статье 117 Гражданского кодекса имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. К недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К недвижимым вещам приравниваются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты, линейная часть магистральных трубопроводов.

  1. В случае если лицо, передающее безвозмездно имущество нерезиденту, обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», то:

 стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с выполнением таких работ, оказанием услуг на основании первичных бухгалтерских документов;

 стоимость другого безвозмездно полученного нерезидентом имущества определяется в размере его балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета лица, передающего такое имущество на дату передачи.

 

СИТУАЦИЯ 1

ТОО «А» безвозмездно передало дочерней компании ООО «В», являющейся резидентом Российской Федерации, холодильное оборудование. Стоимость оборудования на дату приобретения составила 300 000 тенге, балансовая стоимость оборудования на дату передачи – 250 000 тенге.

 

ВЫВОД

Доход в виде безвозмездно полученного холодильного оборудования  возникает у нерезидента ООО «В» в размере балансовой стоимости такого оборудования – 250 000. Учитывая, что ООО «В» является нерезидентом, у которого на территории Республики Казахстан отсутствует постоянное учреждение, при передаче такого оборудования у ТОО «А» возникает налоговое обязательство по удержанию у источника выплаты корпоративного подоходного налога с доходов ООО «В» в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса.

Вместе с тем компания ООО «В» – резидент России вправе применить положения действующего международного договора об избежании двойного налогообложения между РК и РФ.

 

СИТУАЦИЯ 2

ТОО «А» оказало безвозмездно услуги юридического характера юридическому лицу «В», являющемуся резидентом Узбекистана. При этом расходы по оказанию таких услуг по данным бухгалтерского учета ТОО «А» составили  500 000 тенге.

 

ВЫВОД

Доход в виде безвозмездно полученных услуг  возникает у юридического лица «В» в размере 500 000 тенге. При этом у ТОО «А» возникает налоговое обязательство по удержанию у источника выплаты корпоративного подоходного налога с доходов юридического лица «В» в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса с применением ставки 20 процентов.

Вместе с тем юридическое лицо «В» – резидент Узбекистана вправе применить положения действующего международного договора об избежании двойного налогообложения  между РК и Узбекистаном.

 

10.В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного имущества из данных бухгалтерского учета, а также в случае наследования имущества стоимость такого имущества на дату передачи или вступления в наследство устанавливается одним из следующих способов:

на основе стоимости, установленной уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество по состоянию на первое января календарного года, в течение которого получено такое имущество, т.е. на основе стоимости, установленной государственным органом для исчисления налога на имущество;

на основе котировки ценной бумаги, торгуемой на казахстанской или иностранной фондовой бирже, на день получения указанной ценной бумаги или на день вступления в наследство.

В случае невозможности определения стоимости безвозмездно полученного или унаследованного имущества в выше установленном порядке стоимость определяется на основе отчета об оценке имущества, составленного независимым оценщиком.

 

СИТУАЦИЯ 3

Физическое лицо «А» – резидент Германии в августе 2014 года получил в наследство квартиру, расположенную в городе Караганда. Согласно сведениям, уполномоченного государственного органа в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, стоимость такой квартиры по состоянию на 1 января 2014 года составляет 5 000 000 тенге.

 

ВЫВОД

При наследовании имущества на территории Казахстана у резидента Германии возникает доход в виде унаследованного имущества в размере 5 000 000 тенге.

При этом согласно статье 204 Налогового кодекса исчисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан, от лиц, не являющихся налоговыми агентами, в соответствии с положениями Налогового кодекса производится путем применения ставки, установленной статьей 194 Налогового кодекса, к начисленной сумме дохода без осуществления налоговых вычетов. При этом уплата индивидуального подоходного налога производится физическим лицом-нерезидентом самостоятельно не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу за налоговый период.

Таким образом, Физическое лицо «А» при наследовании имущества обязан самостоятельно представить в налоговый орган декларацию по индивидуальному подоходному налогу в срок не позднее 31 марта 2015 года, исчислить подоходный налог с применением ставки 20 процентов к полученному доходу и уплатить индивидуальный подоходный налог не позднее 10 апреля 2015 год.

Вместе с тем физическое лицо «А» – резидент Германии вправе применить положения действующего международного договора об избежании двойного налогообложения между РК и ФРГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 189. Резиденты

5. Резидентами Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса также признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Республике Казахстан.

Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

11. Пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса законодатель установил, что основанием для определения резидентства юридических лиц является государственная регистрация юридического лица в органах  юстиции или  место нахождения эффективного управления юридического лица.

Ситуация 1.

 Казахстанское юридическое лицо и несколько граждан Казахстана решили осуществлять совместную предпринимательскую деятельность через юридическое лицо, зарегистрированное в Великобритании с местом нахождения офиса в г.Лондон. Является ли вновь созданное юридическое лицо резидентом Республики Казахстан?

Ответ: Нет, не является. Данное юридическое лицо рассматривается как резидент Великобритании, так как оно зарегистрировано в Великобритании и место эффективного управления компанией также находится в Великобритании.

Порядок государственной регистрации юридического лица в органах юстиции установлен Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». В целях подтверждения факта регистрации органом юстиции выдается юридическому лицу справка, которая  содержит в себе сведения о дате ее выдачи, регистрирующем органе, бизнес-идентификационном номере, дате государственной регистрации (перерегистрации), наименовании и месте нахождения юридического лица.

При определении термина «место эффективного управления» необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса. Законодатель пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса устанавливает, что  «местом эффективного управления» (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица. Документами, подтверждающими место проведения собрания, могут быть протоколы собраний, приказы и иная документация. В случае, если управление юридическим лицом-нерезидентом осуществляется из Казахстана, то в соответствии с Налоговым кодексом такое юридическое лицо признается резидентом Республики Казахстан, соответственно, такое юридическое лицо должно пройти налоговую регистрацию в налоговых органах Республики Казахстан, где ему будет присвоен статус юридического лица, созданного в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления которого находится в Республике Казахстан. При этом, организационно-правовая форма такого юридического лица остается прежней.

Ситуация 1.

 Акционеры компании, зарегистрированной в Великобритании, ежеквартально принимают участие в собраниях акционеров, которые проводятся в Казахстане, где обсуждаются стратегические планы и принимаются решения по ведению бизнеса в Великобритании. Является ли такая компания, зарегистрированная в Великобритании, резидентом Республики Казахстан?

Ответ: В данном случае необходимо провести тест на нахождение места эффективного управления.  В случае, если на основании протокола общего собрания или иного документа компании, будет подтверждено, что стратегические решения по ведению бизнеса, а также управление и контроль за деятельностью компании, зарегистрированной в Великобритании осуществляется в Казахстане, то  согласно пункту 5 статьи 189 Налогового кодекса данная компания будет рассматриваться как  резидент Казахстана, независимо от факта его регистрации в Великобритании.

 

 

Статья 189. Резиденты

1. Резидентами Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса признаются физические лица, постоянно пребывающие в Республике Казахстан или непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

2. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

3. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);

2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

  1. Положения статьи 189 Налогового кодекса устанавливают критерии определения резидентства физических лиц. 

Для физических лиц законодатель устанавливает два основных критерия определения резидентства:

- постоянное  пребывание в Республике Казахстан в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде;

-  наличие центра жизненных интересов в Республике Казахстан.

При этом физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Ситуация 1.

 Гражданин Германии  постоянно проживает в Казахстане с 1 декабря 2012 года по 31 октября  2013 года. Является ли он резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г.?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 4 Конвенции между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германии термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению по причине своего местожительства, резидентства, места управления, места учреждения или любого другого критерия аналогичного характера.  Гражданин Германии в соответствии со статьей 189 Налогового кодекса является постоянно пребывающим, так как пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в период с 1 декабря 2012 года по 3 октября 2013 года. Однако он признается резидентом Республики Казахстан только для налогового периода 2013 года, при этом в 2012 году гражданин Германии являлся нерезидентом в Республике Казахстан.

Ситуация 2.

 Физическое лицо-резидент России с 1 февраля 2012 года по 20 июня 2013 года работает на территории Республики Казахстан. В период с 21 июля по 20 августа 2013 года он был командирован в Россию. С 21 августа по 31 декабря 2013 года он работал в Казахстане. Является ли физическое лицо в период с 1 февраля 2012 года по 31 декабря 2013 года резидентом Республики Казахстан?

Ответ: Данное физическое лицо пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в двенадцатимесячном периоде с 1 февраля 2012 года до 1 февраля 2013 года, соответственно, приобретает статус резидента Республики Казахстан на основании постоянного пребывания за указанный период. При этом является резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г., так как превышение 183 дней пребывания в Республике Казахстан произошло в 2012г.

 Если физическое лицо не является постоянно пребывающим в Казахстане, однако имеет центр жизненных интересов в Казахстане, то он также признается резидентом Республики Казахстан. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство). При этом гражданство физического лица подтверждается наличием паспорта гражданина Республики Казахстан, а вид на жительство наличием  разрешения на проживание в Республике Казахстан;

2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан. Для  определения круга лиц, входящих в состав семьи и близких родственников физического лица, необходимо учитывать положения Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Так согласно положениям Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»  признаются:

 близкими родственниками – родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки;

семьей – круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу и (или) членам его семьи на праве собственности или на иных основаниях.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие «место жительства» включает место жительства любого вида, основанное на любых правоотношениях (арендованные или принадлежащие на праве собственности дом, квартира, комната). При этом существенное значение имеет постоянный характер места жительства, то есть физическое лицо должно использовать это жилище для постоянного проживания, а не для целей временного пребывания, например во время туристической поездки, деловой поездки, обучения в учебном заведении и т. д.       

Ситуация1.

 Граждан России вместе с супругой приехал в Казахстан по трудовому договору. Семья не имеет на праве собственности квартиру, поэтому арендует жилье в г. Астана. Через 5 месяцев он получил вид на жительство в Казахстане. Его несовершеннолетние дети проживают в г. Москве у близких родственников. Является ли данное лицо резидентом Казахстана?

Ответ: Да, является, так как соблюдаются все три условия, установленные пунктом 4 статьи 189 Налогового кодекса - гражданин России имеет вид на жительство, супруга проживает с ним, у него есть постоянное место жительства в Республике Казахстан.