Дата публикации: 29.02.2016 12:43
Дата изменения: 29.02.2016 12:50

С 1 января 2016 года рядом принятых законодательных актов в КоАП  внесены изменения и дополнения.  

 

Закон Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» (далее  - Закон).

Так, Законом часть первая статьи 62 КоАП изложена в новой редакции и срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве теперь составляет один год со дня совершения правонарушения.

Изменены заголовок и редакция абзаца первого статьи 205 КоАП: «Неполная и (или) несвоевременная уплата неналоговых платежей и поступлений от продажи основного капитала в бюджет, за исключением поступлений средств связанных грантов». В связи с чем, если в ранее действовавшей редакции состав административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, составляло одновременное наличие неполной и несвоевременной уплаты неналоговых платежей, то с учетом изменений указанные условия теперь составляют самостоятельные составы правонарушений.

Введена новая статья 280-1 «Нарушение порядка выписки счетов-фактур», которой установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по выписке счетов фактур в электронной форме, предусмотренных налоговым законодательством.

Также внесены изменения в статьи 528, 535, 543, 548, 551 КоАП.

Так состав статьи 528 КоАП дополнен таможенными органами государств-членов  Евразийского экономического союза.

В подпункте 2 примечаний  к статьям 535, 551 КоАП увеличен срок  самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камеральной таможенной проверки, с 10 до 30 рабочих дней при соблюдении,  которого лицо не подлежит привлечению к административной ответственности.

Кроме того, часть первая статьи 543 КоАП  изложена в новой редакции, согласно которой дополнительно установлена административная ответственность   за невывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки.

При этом, санкции частей первой и третьей статьи 543 КоАП дополнены возможностью конфискации товаров, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения.

В новой редакции санкции части второй статьи 548 КоАП исключена альтернативность санкции путем исключения  слов «без таковой», то есть наложение наряду со штрафом дополнительного взыскания в виде конфискации товаров и транспортных средств с 1 января 2016 года является обязательным.

Внесены изменения и дополнения в статью 720 КоАП, устанавливающие компетенцию органов государственных доходов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Так часть первая статьи 720 КоАП  дополнена компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных  статьями 280-1, 571 КоАП.

Также абзацу третьему части третьей статьи 720 КоАП  с 1 января 2016 года уполномоченные руководителем должностные лица органов государственных доходов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания также по правонарушениям в сфере таможенного дела.

В связи с внесением  дополнения об изъятии товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан, а также перемещаемых по территории Республики Казахстан изменены редакции некоторых частей статей  793, 794, 795 КоАП.

При этом, дополнением, внесенным в статью 797 КоАП, должностные лица органов государственных в пределах своих полномочий наделены правом при совершении правонарушений производить задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства.

Согласно новой редакции части третьей статьи 835 КоАП срок рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливается также и в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверки, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган.

 

Закон Республики Казахстан от 30 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия».

В рамках введения трехзвенной судебной системы пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении,  постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов в кассационном порядке осуществляется специализированной судебной коллегией Верховного Суда Республики Казахстан.

Согласно статье 851 КоАП в новой редакции специализированная судебная коллегия Верховного Суда Республики Казахстан в составе не менее трех судей по протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей вправе проверить законность и обоснованность вступившего в законную силу постановления суда по любому делу об административном правонарушении, а равно постановления по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление и пересмотреть принятое решение в течение тридцати суток со дня поступления протеста.

Протест в сторону, ухудшающую положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено, может быть подан в течение года со дня вступления в законную силу постановления суда.

При этом необходимо обратить внимание на дополнение в статье 851 КоАП о том, что право подачи ходатайства о принесении кассационного протеста, подаваемого в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан, имеют также   уполномоченные органы (должностные лица), осуществлявшие производство по делу через свои центральные органы.

Статья 919 КоАП дополнена частью второй, согласно которой судебные акты, вынесенные до 1 января 2016 года, могут быть обжалованы, опротестованы в порядке, установленном КоАП.

Кроме того, введена возможность подачи и составления процессуальных документов при производстве дела об административном правонарушении, помимо письменной формы, в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью.

Так, дополнения внесены в статьи 740, 771, 803, 808, 855 КоАП. 

К примеру новая редакция части девятой статьи 803 КоАП предусматривает возможность направления протокола об административном правонарушении помимо письменной формы также в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью.

Также, в соответствии с абзацем  третьим  статьи 808 КоАП вводится возможность  направления  в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении  судье, органу (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

Введена новая форма подтверждения согласия участников производства по делу на получения уведомлений о явке в суд через текстовое сообщение по абонентскому номеру сотовой связи, о чем участнику вручается талон о согласии (часть5-1 статьи 743 КоАП).Данная форма уведомления (извещения) относится к полномочиям  суда.